вторник, 28 мая 2019 г.

Проект сюжетно-ролевой игры «Кулинария»
                                     

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кулинария».
Задачи:
- Познакомить воспитанников с профессиями: повара, кондитера, директора магазина, грузчика, кассира
- развивать и обогащать сюжет игры в «Кулинария»;
- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
 Этапы игровой деятельности
Подготовительный
Изучение литературы:Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г. Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г. Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» - М., 1994 г.
Организационная работа       
Чтение художественной литературы:
«Федорино горе»,
«Вини-пух и все, все, все…»
«Муха –цокотуха»…
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление различных булочных и кондитерских изделий
Рисование денег своей группы.
Дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова»…
Основной этап:
Организация игрового пространства:
Пекарня (атрибуты – муляжи продуктов, касса; чайная посуда; салфетки; фартуки; вывеска).        Обеспечение руководства.
Игровая деятельность детей        Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей.
Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.
Принятие на себя второстепенной роли.
Использование предметов-заместителей.
Заключительный этап:
Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе. Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.


















Дополнительный материал
Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь» 
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
- Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: - «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. Если не знал — это другой разговор.
Поднял хлеб, положил на ладонь.
— В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо.
Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Пословицы и поговорки
Хлеб – всему голова!
Хлеб – наше богатство.
Будет хлеб – будет и песня.
Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Без хлеба – половина обеда.
Не будет хлеба, будешь без обеда.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Рожь поспела — берись за дело.
Много снега — много хлеба.
Д/игра «Родственные слова»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Назовите… ХЛЕБ ласково. (Хлебушек.)
Назовите …крошки ХЛЕБА. (Хлебные крошки.)
Назовите…посуду для ХЛЕБА. (Хлебница.)
Назовите …человека, который выращивает ХЛЕБ. (Хлебороб.)
Назовите … прибор для резки ХЛЕБА. (Хлеборезка.)
Назовите ….завод, где выпекают ХЛЕБ. (Хлебозавод.)
Д/игра «Узнай профессию»
Цель: упражнять в назывании сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.
Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.
Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.
Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.
Человек разводит овощи – ОВОЩЕВОД.
Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ



















Конспект сюжетно-ролевой игры «Пекарня» в средней группе.
Цель: познакомить детей с трудом работников пекарни.
Задачи: формировать умение объединяться для игры, действовать в соответствии с выбранной ролью, развивать мелкую моторику, воображение, диалогическую речь, воспитывать доброжелательность, ответственность, уважение к труду людей, расширять область самостоятельных действий в выборе роли, в осуществлении замысла, использовании атрибутов, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Предварительная работа: беседа по теме «Хлеб – всему голова», рассматривание тематических картинок о хлебобулочных изделиях, чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».
Ход занятия
Воспитатель: - Почтальон принес письмо
Очень ценное оно,
Вы, послушайте, ребята,
В гости к нам спешат зверята.
«Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Мы узнали, что у вас
Есть игрушки высший класс.
Мы хотели подружиться,
В танце вместе покружиться.
Ждите нас, мы скоро будем
И подарки не забудем.
Воспитатель: - Дети, из письма мы узнали, что к нам скоро придут гости, а угостить их не чем, давайте что-нибудь испечем. Что можно испечь для дорогих гостей?
Дети: - Булочки, пряники, калачи, крендели, батон, хлеб-каравай, рогалики.
Воспитатель: - Кто изготавливает все эти хлебобулочные изделия?
Дети: - Пекарь.
Воспитатель: - Тогда открываем нашу пекарню:
надевайте фартуки и колпаки, засучите рукава, будем что-то выпекать.
Кто будет грузчик, кто – шофер, кто фасовщик, контролер,
Кто-то будет тестомес, кто-то сравнивает вес,
Кто – художник, кто формовщик, кто – технический работник,
Кто-то пекарь, бригадир. Пир устроим на весь мир.
(Дети надевают спецодежду и выбирают себе роль по душе, одновременно объединяясь для игры.)
Воспитатель: - Закипела вдруг работа в нашей маленькой пекарне:
Шофёр привез муки мешок, что грузчик приподнять не смог
Решил тележку притащить – машину надо разгрузить.
Тут бригадир открыл мешок, муку проверил на глазок,
Подписал листок путевой и шофёра отправил домой.
А в этот момент контролёр на весах, муку рассыпал у всех на глазах,
Несет тестомесу, чтоб тесто месить и тот начинает мешать и крутить,
А пекарь умело скалку берет, по тесту проводит назад и вперёд.
Формовщик печатает пряники быстро и их украшает художник кистью.
Изделия разложат на духовочный лист, а должен он быть вымыт и чист.
Техперсонал всё вокруг приберёт, а пекарь в духовку все отнесёт,
Готовые пряники, сушки остудим, в пакеты и ящики всё расфасуем.
И снова приедет шофёр на машине, а грузчик загрузит, потом - в магазины.
(Дети распределяют между собой роли и выполняют действия в соответствии с ней. Воспитатель помогает определиться с выбором «профессии», подсказывая алгоритм выполняемых действий той или иной специальности).
Воспитатель: - Ну а мы с вами, ребята, пока пекутся наши булочки и пряники, накроем стол для наших гостей.
В заключении готовые детские поделки выкладывают по тарелочкам, и дети усаживают игрушек-зверят за общий стол.
























Сюжетно-ролевая игра магазин кондитерских изделий «Сладкоежка»

Цель: Ознакомление с трудом взрослых в кондитерском магазине.
Задачи: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца. Активизировать жизнь детей. Развивать речь и слуховое восприятие. Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах. Развивать наблюдательность, внимание, память. Закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин»; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Словарная работа: кондитер, кондитерские изделия, продавец, товар, ассортимент.
Предварительная работа: Д/и «Магазин», «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает».
Ход игры
В. - Дети давайте поздороваемся!
-здравствуйте ладошки (хлоп-хлоп)
- здравствуйте ножки (топ-топ)
-здравствуй мой носик (биб-биб)
-здравствуйте губки (чмок-чмок)
-здравствуйте ребята (здравствуйте).
В. - Ребята послушайте стихотворение
Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий.
Целый день он слышит:
«Дайте,
Заверните и продайте!»
И хоть очень устаёт,
Но даёт и продаёт!
В - Дети о чем говорится в стихотворение
Д- О магазине.
В. Правильно, о магазине и его сотрудниках
В - Дети а вы любите ходить в магазин
Д - Да.
В. – С кем вы ходите?
Д. – с мамой, папой, бабушкой, дедушкой…
В - А что вам родители покупают?
Д - Игрушки, фрукты, овощи и т.п.
В - Ребята мы с вами знаем, что магазины бывают разные. Давайте вспомним их. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне назовете какой магазин на ней изображен.
В. Молодцы ребята. А сейчас я приглашаю вас в магазин сладостей.
В. - Ребята в нашем магазине есть прилавок, но в нем недостаточно товара. Давайте разложим его. У меня на столе лежит различный товар, каждый из вас возьмет только тот, который подходит к нашему магазину и положит его на прилавок.
В. – Молодцы, вы правильно выложили весь товар на прилавок. Вот и цены у каждого товара есть. Но и это еще не все. У вас нет денег, но в место денег у нас будут фишки в виде цветных геометрических фигур, которые я вам раздам, но сначала давайте вспомним называемых (воспитатель показывает фигуру, дети называют ее и говорят какого она цвета)
В. Молодцы, сейчас я каждому раздам фишки (дети получают фишки). Ребята, а куда мы положим их, как вы думаете?
Д. в кошельки
В. Правильно, в кошельки. Подойдите ко мне, я вам всем раздам кошельки и сумки.
В. Дети, а для чего нам нужны сумки? Как вы думаете?
Д. Ответы детей.
В. Конечно, сумки нужны для того чтоб в нее можно было положить наши покупки.
В. Вот теперь все, можно отправляется в магазин, но не забывайте о правилах поведения в нем. Не шуметь. Вести себя вежливо и тд
Вот мы и в магазине и нас встречает продавец
Продавцом буду я, а покупателем
А сейчас я предлагаю Маше попробовать себя в роли продавца
Игра продолжается.
По окончанию игры
В. Ребята мы с вами так много купили сладостей, давайте угостим наших гостей и пригласим попить с нами чай.



















Сюжетно-ролевая игра булочная «Пышка»
Цель: Создать условия для формирования умений работать с солёным тестом используя знакомые приёмы лепки.
Задачи:
- дать представления о пользе хлеба для здоровья человека;
- заинтересовать лепкой разнообразных хлебобулочных изделий из солёного теста;
- воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.
План проведения игры:
Организационный момент.
Игра-инсценировка стихотворения И. Лопухиной «Булочная».
Введение в тему игры.
Игра «Хлебозавод». Деление детей на 2 группы – «пекари» и «кондитеры». Изготовление детьми хлебобулочных и кондитерских изделий. Введение в игру ролей «грузчик», «водитель».
Игра «Булочная», введение в игру ролей - «продавец», «охранник», «директор магазина».
Самостоятельная игровая деятельность.
Итог.
Ход игры:
Руководство воспитателя Предполагаемые ответы детей
1.Организационный момент
Дети до начала игры надевают на себя шапочки и фартуки
- Сегодня, ребята, мы будем играть с игру «Булочная».
- Что продается в булочной?
- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение «Булочная». - Хлеб, печенье, торты, конфеты и т.д.
2.Игра-инсценировка стихотворения И. Лопухиной «Булочная»
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье,бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь! Заучивания стихотворения
3.Введение в тему.
Иллюстрационный материал по теме: «Хлебозавод»
- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Булочная». Но, сначала, мы с вами отправимся на хлебозавод.
- Кто работает на хлебозаводе?
- Какие изделия выпекают пекари?
- Что изготавливают кондитеры?


- «Пекари», «кондитеры».
- Хлеб, пирожки, булки, бублики, баранки, плюшки, плетёнки, и т.д.
- Печенье, конфеты, торты, пироги, сладости и т.д.
4.Игра «Хлебозавод»
Дети делятся на 2 группы – «пекари», «кондитеры».
Дети подходят к столам. На одном столе табличка «Пекарный цех», на другом столе - «Кондитерский цех».
- Итак, приступаем к работе. Нам необходимо изготовить разные изделия для нашей булочной.
- А теперь наши изделия необходимо отправить в булочную.
- На чем мы отвезем наши изделия?
- Необходимо выбрать грузчиков и водителей. Грузчики погрузят наши изделия на машины, а водители повезут в булочную. Самостоятельная деятельность детей.
Дети лепят и упаковывают свои изделия в коробочки. Затем складывают их в ящики.
- На машине.
Грузчики грузят товар в машины.
5.Игра «Булочная»
Грузчики и водители везут товар в магазин. Дети в это время снимают шапки и фартуки.
- В нашей булочной будет 2 отдела: «хлебобулочные изделия» и «кондитерский отдел».
- Ребята, а кто работает в магазине?
- Правильно, продавцы будут говорить вам, сколько стоит товар, подавать его,пробивает чеки, дает сдачу;, охранник охраняет магазин; директор контролирует работу всех работников магазина.
- Теперь надо распределить роли (одновременно раздаются бейджики)
- Директором магазина буду я.
- Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет.
- Ну, а теперь пора открывать нашу «Булочную». Все работники магазина занимают свои места. - Продавец, кассир, охранник, директор магазина.
6. Самостоятельная игровая деятельность
Дети берут корзинки, сумки и отправляются в булочную.
  - Здравствуйте, а хлеб у вас свежий?
- Да, свежий.
- Сколько стоит батон хлеба?
- Батон хлеба стоит 20 рублей.
- Дайте, пожалуйста, один батон.
- Спасибо.
7.Подведение итога
- Скажите, ребята, вам понравилась игра? Какие профессии участвовали сегодня в игре?
- В следующий раз мы продолжим нашу игру. - Пекари, кондитеры, грузчики, водители, продавцы, кассиры, охранник, директор магазина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий